Все мы согласимся с тем, что благородный и возвышенный принц, воспитанный на рыцарских романах и никогда не бывавший в трущобах, не может говорить в стиле гопника на районе. Да что там принц, представим Син Цю, который подходит к Фатуи/Похитителям Сокровищ с фразой в духе «Слышь, ты! А в хлебало?». Мудрец (настоящий, а не как эти люди в Академии) вряд ли будет даже думать матом. Это важный момент, способный повлиять на достоверность образа. За чем же нужно следить, чтобы он выглядел убедительно?
1. Эпоха.
Да, в мирах фэнтези не всегда можно точно определить аналог эпохи в реальном мире. Но можно по крайней мере представить, к чему она ближе всего, и отталкиваться от этого. Если это чистое фэнтези, а не вариации на тему альтернативной, но всё же приближенной к настоящей истории, можно позволить себе больше. Но не будет хай-тэк терминов и современного слэнга в условном Средневековье. Не будет слов «механически» и «автоматически» в мире, где недавно только изобрели колесо.
Это не значит, что слэнга и ругательств совсем нет. Но, например, если в мире нет понятий об Аде, фраза в стиле «Тысяча чертей!» не может существовать. Если это мир, где, например, люди не стыдятся наготы, или где секс не является грехом, оскорблений, связанных с этим, тоже не будет. Наоборот, напоминание о количестве половых партнёров может даже быть похвалой и восхищением. В «Дивном новом мире» Олдоса Хаксли считается, что малое разнообразие партнёров в постели - отклонение, болезнь или глупость.
На что же тогда опираться, спросите вы?
Например, в мире «Гарри Поттера» есть грубое высказывание «Мерлиновы подштанники». Ругательства, связанные с упоминанием выдающихся личностей или даже богов в неуважительном/издевательском/низменном тоне, могут очень сильно оскорбить или подчеркнуть эмоции говорящего. «Кровь христова» - для верующего может звучать тяжеловеснее любого мата.
Представьте, что считается плохим в мире, где вы играете. «Поглоти тебя Бездна!» для Геншина более достоверно, чем «Иди нахрен!».
2. Национальность персонажей.
Да, у нас не стопроцентно полный аналог существующих стран, но сходство очень прослеживается, поэтому можно обратиться к культуре этих народов. Не забываем о пункте выше, это важно - культуре соответствующего временного промежутка (скажем, феодальная Япония).
3. Происхождение персонажей.
Девушка из высшего общества будет слышать фразы вроде «леди так не выражаются» на слова, которые кто-нибудь из низших слоёв даже не сочтёт крепкими и грубыми. «Я воткну вам копьё в ноздри!» - «И это всё? Кажется, тебя надо научить нормально ругаться!».
4. Характер.
Это самый важный пункт. Есть вещи, свойственные или несвойственные персонажу. Иногда и у выходца из низов бывает благородство, а аристократ его может быть лишён. Вспоминаем клан Лоуренсов, их высокомерный тон и грубое отношение к окружающим. Они всё ещё считают себя высокопоставленными личностями, хотя у них больше нет прежнего статуса и власти, и ведут себя соответственно своему представлению об этом, хотя наверняка нарушают множество правил общепринятого, а не выдуманного ими самими, этикета.
Робкий человек вряд ли научится быть грубым, даже если ему давать уроки такого поведения. Он может узнать новые «плохие слова», но с большой вероятностью не пользоваться ими.